+380 67 826 62 92

Вот бывает так, что есть в компании проекты, которыми гордятся все. Топ менеджмент хвалит, на конференциях рассказывают, постоянно в корпоративных рассылках присутствует пару слов про новости этого проекта.Да черт побери, даже уборщицы на кухне при имени этого проекта, как то вытягиваются. Что уж говорить про людей, которые работают на этом проекте — это звезды местного разлива. Ты можешь не говорить свой уровень, любимую технологию, ничего — ты просто говоришь: «Я с проекта ХХХ». В принципе, ты можешь даже этого не говорить, потому как только ты зашел на кухню, все уже это знали. Ты — звезда локального масштаба, вроде деревенской гадалки. Ты когда на кухню заходишь, где то тихонько включается AC/DC, а за тобой взрывается вертолет. Этого никто не видит, но все чуствуют.

Но всякое случается, и иногда даже на таких звездных проектах случаются проблемы. И туда заходят люди со стороны. Да даже если не проблема — просто приходит новый человек в команду. Как новичок, который туда сейчас зайдет — ты искренне переживаешь. С завтрашнего дня ты будешь на один шаг ближе к святому. Ты прикоснёшься к этой священной корове, и если повезет, даже напишешь кусочек кода, который меняет направление, в котором двигается ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. Ты даже причесываешься перед первым днем на проекте, отобрав расческу у кота.

В начале это кажется розыгрышем. Особенно первый раз, когда ты споткнулся о костыль, который, падая, завалил другой костыль. И тебя завалило костылями с верхней полки. Как так? Они говорили последние технологии. Они же говорили гибкий подход. Они же говорили инновационное решение. И ты понимаешь, что из самых новых технологий — это книжка по этой самой новой технологии, которая придерживает окно на проветривании, потому как кондиционер сломался давно, а воздух нужен. Что гибкий подход — это всеми любимый ХХП. А инновационное решение — это горстка индусов, которые на каменных плиточках выбивают текст маленькими микроскопиками. В общем, ты опять сталкиваешься с правдой жизни, которая втаптывает тебя в землю. И понимаешь, что маркетинг сила. Что самое грустное, люди, которые делают решение, понимают, что все, взявшись за руки, под песенку идут к обрыву. А вот менеджмент, который за проект отчитывается, иногда даже искренне верит что все хорошо, хоть и знает про проблемы. Выходить забавная ситуаций:

1. Технари знают, что вот-вот и наступит ад.
2. Менеджмент знает, что вот-вот и наступит ад, но продолжает получать лучи славы, и никому не говорят.
3. Топ—менеджмент не знает, что внутри ад, и всем рассказывают, что все просто прекрасно.

И получается, что все сидят на бомбе, которая горит, и вот сейчас взорвется, заляпав всех, но закрывают глаза, потому как розовый мир явно прекраснее крови, кишков и расчлененки. И ни надо ничего решать. Как-то оно само все рассосется. Но при этом, что все хорошо рекламируется везде и всем. Такое ощущение, что взрыв готовят публично, чтоб все всё увидели.

Но взрыв не происходит. Добавляют костылей, смотрят, куда это все катится, откатывают, молятся. Этот ужасающий механизм как-то живет, пока наконец масштабы проблемы не доходят до менеджмента, а дальше на уровень выше, и все начинают понимать, что под «My Heart Will Go On» мы достигаем дна. Начинает это подозревать и клиент. И тут включаются все самые могучие манипуляторы, экстрасенсы и гипнотизеры с целью продать заказчику перепись проекта. И продают! И рекламируют дальше то, что мы пишем вторую версию этого супер проекта для супер заказчика с супер технологиями. Команда вся в восторге: мы можем начать все заново! Теперь уж точно будем писать как в книжке: с тестами, код ревью, и даже красной лампочкой заваленного билда. Люди не с проекта думают: «Вот это команда, вот это профессионалы! Заказчик доверяет им аж второй проект уже!». В результате звезды остаются звездами, все расслабляют булки, и мы начинаем писать очередной раз то же самое. Только в индусов теперь не микроскопики, а махонькие центрифуженьки. И жизнь продолжается.

Очень часто то, что знают люди о проекте, которые его не разрабатывают и не стыкаются каждый день с проблемами этого проекта, может сильно отличаться от реальности. Как и в любой сфере жизни. Стандартная проблема Google, куда берут самых умных людей на планете, и в большинстве случаев заставляют чинить кусок CSS. Целыми днями. Зато ты чинишь CSS в Google. Пускай даже все так же копипастя код на StackOverflow. Но в Google. Или Facebook. И когда ты приедешь домой, все скажут: «О черт, этот чувак с Facebook!». И все. Никто не знает, что ты делаешь, главное, где ты это делаешь.

Однажды я работал на огромную, мультимиллиардную компанию, офисы которой находятся на всех континентах, и товар она продает везде. И все знают имя этой компании. Полностью все. И когда ты говоришь на кого ты работаешь — люди ахают. А ты молчишь. Потому-что не гоже признаться, что у этой компании не работают пользователи с буквой «u» в имени. Вот уже несколько лет. Потому как чувак, который занимается тем компонентом, ни с кем не делиться знаниями и багу не фиксит. Может просто букву «u» ненавидит. Или из других убеждений.

Вот и думай теперь, каждый раз когда зовут в очередной инновационный проект, с гибкими методологиями и не стандартным подходом. А то даже пиво можешь микроскопом открыть. И еще не пробовал центрифугой чинить велосипед. Но не забудь — #тыжпрограммист.

ДІМА МАЛЄЄВ

Директор Львівської школи програмування